Skip to main content

Мощное сочетание Интернета и повсеместного распространения смартфонов заставило нас задаться вопросом, стоит ли нам вообще что-то запоминать, если мировые знания легко доступны, куда бы мы ни пошли. Благодаря быстрому массовому внедрению ИИ люди естественным образом находят способы свести к минимуму или избежать работы. Но что это может означать для нашего мозга?

По крайней мере, среди студентов колледжей чрезмерное использование инструментов генеративного искусственного интеллекта, таких как ChatGPT, может привести к прокрастинации, потере памяти и снижению успеваемости, согласно недавнему исследованию, в котором задавался вопрос: «Это вредно или полезно?»

Исследование, опубликованное в Международном журнале образовательных технологий в высшем образовании, показало, что студенты, которые сталкивались с более высокими академическими нагрузками и нехваткой времени, с большей вероятностью использовали ChatGPT. Однако более широкое использование инструментов искусственного интеллекта в конечном итоге отрицательно сказалось на их оценках.

«Неудивительно, что использование ChatGPT может привести к развитию склонности к прокрастинации и потере памяти, а также ухудшить академическую успеваемость студентов», — предупреждается в исследовании.

Исследование ChatGPTИзображение: Мухаммад Аббас/Международный журнал образовательных технологий в высшем образовании

Согласно исследованию, учащиеся, которые часто использовали ChatGPT для своих академических задач, имели более низкие совокупные средние баллы (CGPA), что, как отмечают авторы, согласуется с растущей обеспокоенностью преподавателей, считающих использование ИИ «глубоко вредным для социального понимания знаний и обучения». » с потенциалом «убить креативность и критическое мышление».

Ведущий автор Мухаммад Аббас не сразу ответил на запрос Decrypt о комментариях.

Исследователи признают некоторые преимущества использования инструментов искусственного интеллекта, отмечая, что студенты, которые обеспокоены «совершенством, точностью и надежностью в своей работе», с большей вероятностью будут использовать ChatGPT, чтобы помочь с «грамматикой, стилем и языковой точностью».

Тем не менее, они рекомендуют использовать ИИ только в случае крайней необходимости.

«Чрезмерная зависимость от внешних источников, включая инструменты генеративного искусственного интеллекта, без личного участия и активного обучения, может препятствовать развитию важных навыков и глубины знаний, необходимых для академического успеха», — пишут они.

За пределами класса

Хотя искусственный интеллект является относительно новым явлением, это последнее исследование вряд ли является первым, в котором изучается влияние новой технологии: множество исследователей сосредоточили свое внимание на ее последствиях для образования и работы.

Региональное исследование 285 студентов бакалавриата, опубликованное научным журналом Nature, показало, что использование ИИ может привести к лени и зависимости среди пользователей, особенно в образовательных учреждениях.

«Результаты показывают, что 68,9% лени у людей, 68,6% в вопросах личной конфиденциальности и безопасности и 27,7% в потере способности принимать решения обусловлены воздействием искусственного интеллекта в пакистанском и китайском обществе», — говорится в исследовании. «Из этого было замечено, что человеческая лень является наиболее пострадавшей областью из-за ИИ».

Исследование Nature также предупредило, что ленивость студентов — не единственный тревожный результат. По словам исследователей, поскольку пользователи все чаще используют ИИ, чрезмерная зависимость от технологий даже для простых задач может привести к потере человеческих навыков и увеличению стресса, когда впоследствии потребуются физические или умственные меры.

Исследователи пришли к выводу, что ИИ может негативно влиять на когнитивные способности человека, уменьшая потребность в умственных усилиях и аналитическом мышлении, что потенциально может привести к снижению навыков решения проблем и принятия решений.

В отдельном отчете, опубликованном Goldman Sachs в 2023 году, утверждается, что «изменения в рабочих процессах, вызванные этими достижениями, могут подвергнуть автоматизации 300 миллионов рабочих мест с полной занятостью». Тем временем Институт информатики предупредил, что постоянное использование искусственного интеллекта на рынке труда может ускорить темпы устаревания навыков, что потребует от работников адаптации, либо инвестируя в образование, либо меняя свой профессиональный опыт, чтобы оставаться актуальными.

Диаграмма, показывающая зависимость внедрения ИИ от производительности труда, прогнозируемая на 10 лет.Изображение: Goldman Sachs

Это более мрачные сценарии, чем счастливое видение безработного общества, нарисованное Илоном Маском и другими сторонниками технологического утопизма.

Это не только ИИ

Искусственный интеллект, возможно, является новейшей революционной технологией, способной потрясти основы общества, но это лишь последний из серии тектонических сдвигов в недавней истории.

В 2014 году группа исследователей Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе провела эксперимент с участием двух групп детей из государственной школы Калифорнии. Одна группа, контрольная, продолжила работу, не внося никаких изменений в свой распорядок дня. Другой отправился в поход, отрезанный от социальных сетей и смартфонов. После цифровой детоксикации обеим группам были показаны видеоклипы, чтобы оценить их способность понимать человеческие эмоции.

«Исследователи обнаружили, что дети, лишенные всех цифровых медиа, значительно лучше интерпретируют эмоции, чем дети, которым разрешен доступ к социальным сетям», — сообщает CTV news.

Точно так же, как ИИ сводит к минимуму потребность в критическом мышлении для решения проблем или выполнения задач, смартфоны и социальные сети увеличивают отвлекающие факторы и сокращают физическое взаимодействие между людьми.

Даже простое общение между людьми меняется благодаря технологиям. Значимое исследование 2017 года выявило тенденцию к использованию смайлов и сокращений в более коротких текстовых сообщениях и пришло к выводу, что такая практика ухудшает способность участвовать в более длительных и тонких разговорах, которые требуют лучших навыков слушания и разговорной речи.

Другими словами, популярные тенденции, такие как «объясните мне это так, как будто мне пять», мем «Я все это не читаю» или даже полное игнорирование использования заглавных букв, особенно практикуемое Сэмом Альтманом, — все это технологические тренды. меняют общество и, возможно, делают нас менее умными.

Оставить комментарий